Что едят в Испании? А во Франции? А в Италии? А в России? Удивительно, на первые три вопроса ответить легко, а четвертый ставит в тупик. В лучшем случае, когда нужно назвать русское блюдо, припоминают украинский борщ. То ли мы больше любим заграничное, то ли русская кухня так разнообразна, что сразу всего и не припомнишь.
Куда же отправиться в поисках настоящей русской кухни? Считается, что лучше всего народные песни, пословицы, поговорки, диалекты сохранились на севере, на берегах Белого моря. А еще в Поморье до сих пор пользуются бабушкиными рецептами — ради них я и поехала в Архангельскую область.
Кто такие трескоеды
«У меня жена настоящая поморка – никакую рыбу не признает, только треску ест!», — говорит один из местных поваров. Да, до сих пор некоторые архангелогородцы не покупают заплывающую в магазины из Норвегии семгу.
Наши острые на язык предки, любившие придумывать соседям прозвища, даже прозвали архангельцев «трескоедами». Говорят, что в области вспыхнуло несколько бунтов, когда вместо трески поморцам пришлось питаться только семгой.
Основой же поморской кухни была именно вкусная нежирная треска: ее жарили в молоке, варили, тушили с грибами, запекали в ржаном тесте или в специальных овальных глиняных мисках (их называли латками) с картофелем и сметаной, с луком и творогом, солили, вялили. Например, попробуйте приготовить треску запеченную с творогом по старинному рецепту.
Ценители трески не уступали любителям вин: подобно тому как по маленькому глоточку можно определить терруар, самые отъявленные трескоеды, якобы, по вкусу рыбы различали, в какой реке плавала стая, в какое время года ее поймали, и уж совсем элементарно они вычисляли треску, выращенную в неволе.
Не треской единой
Конечно, поморы питались не одной семгой: не брезговали и палтус, сельдью, камбалой, язем, щукой, хариусом – вся местная морская и речная рыба оказывалась на поморском столе.
Ели в Архангельской области и разнообразные супы. Особенно любили похлебку из сушеных грибов – «грибницу» и двойную уху: сначала делали отвар из ершей, наваги и окуней, а потом уже готовили в нем «добрую» рыбу – леща или налима. Потом их вынимали и подавали на стол как второе блюдо.
А вот настоящую поморскую молочную уху мы с вами уже, увы, никогда не попробуем. Ведь ее делали из особого по вкусу молока коров, которых кормили сушеными тресковыми головами. Впрочем, можете попробовать приготовить это странное блюдо с обычным молоком по этому рецепту.
Ели поморцы и каши, пареную размешанную с пивом репу, запеченый картофель.
В современные диеты здорового питания входят богатые йодом водоросли – морская капуста. Оказывается, это вовсе не новинка для русской кухни: несколько веков назад поморцы стали добавлять во многие блюда фукус и квасить капусту с ламинарией, сушеные водоросли могли сыпать в картошку, в брюкву как соль.
Кстати, в наше время поморскую кухню разложили на витамины и микроэлементы и признали очень здоровой: никакой свинины, жира, сала, лишнего холестерина, зато полезные йод, фосфор, аминокислоты в избытке.
Где поесть в Архангельске
Мясо поморы почти не ели. Конечно, изредка на столах появлялась говядина или баранина, ненцы завозили оленину и мясо тюленей, но все это – лишь по праздникам. Поморским же хлебом оставалась треска.
Но если уж вы забредете на городской рынок, стоит прикупить не только семги горячего копчения и вяленых ершей, но и оленины. Копчено-запеченый филей будет прекрасным сувениром из Архангельска.
Если приедете Архангельск, то у вас есть возможность попробовать местные кушанья более чем в десяти ресторанах. Прежде всего стоит побывать в ресторане «Поморский» (Поморская, 7), где пекут отличные шаньги и рыбники, в меню много блюд с треской. Несмотря на то, что заведение находится в здании современного офисного центра, интерьер переносит вас в прошлое — вы попадаете в типичный дореволюционный трактир.
Обязательно загляните в заведение при отеле «Пур-Наволок» (наб. Северной Двины, 88/1): там хоть и современный классический интерьер, но много блюд по традиционным рецептам. А еще в этом ресторане стоит побывать ради вида с террасы, чтобы полюбоваться Архангельском и широкой Северной Двиной с высоты.
А как же пироги – шаньги, ягодники, рыбники? Нет, о них я не забыла: о приморской выпечке речь пойдет в следующий раз.
Текст: Полина Бойцова
Сами вы архангельцы!
Мы архангелогородцы!
Анастасия, спасибо, поправили!
Давно поморы поморцами стали? А чипсы по-якутски вообще бред
Про поморов и поморцев — погуглите, тогда, вероятно, найдете ответ на ваш вопрос, когда поморы стали поморцами.
Про чипсы — смешно. Сарказм? Не слышали!))